Обратный звонок

Оставьте Ваш номер и мы Вам позвоним!

Славянская вязь

Вязь по определению Вячеслава Николаевича Щепкина, российского слависта, лингвиста, палеографа и историка древнерусского искусства 
«…кирилловское декоративное письмо, имеющее целью связать строку в непрерывный и равномерный орнамент. Эта цель достигается различного рода сокращениями и украшениями».

 

 

Виды вязи

Различают вязь:

· простую,

· сложную

· узорную (орнаментальную).

Существует и еще одна классификация, согласно которой различают два вида вязи:

  • округлая,
  • угловатая.

Для округлой вязи характерны обтекаемые элементы, плавное утолщение штрихов, многие элементы букв оканчиваются каплей или точкой.

Для угловатой характерны прямые вертикальные штрихи большинства букв и более строгий рисунок всех частей букв. Кроме того, для угловатой вязи важно соблюдение горизонтальных границ всей надписи.

Приемы Вязи

Вязи свойственно творческое изменение рисунка букв. Ниже приведены основные приемы при работе вязью:

· сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;

· мачтова лигатура — слияние двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;

· уменьшение размера отдельных букв и размещение их в промежутках между буквами обычного размера;

· подчинение — написание уменьшенной буквы между штрихами большой или под какой-либо ее частью;

· соподчинение — написание двух и более уменьшенных букв одна под другой;

Все эти приемы использовались в той или иной мере в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они получили на Руси.

Цели использования вязи

1) сокращение письма при недостатке места,

2) эстетические цели — придать тексту торжественность, орнаментальность. Все пустоты в строке заполняются украшениями (такими украшениями могут быть: стрелка, лучи, глазок, завиток, крестик, листик, усики, ветка, шип). 

История происхождения

Орнаментальная вязь по некоторым сведениям применялась в рукописных книгах Византии ещё в середине XI века, но византийской вязи не была свойственна трудночитаемость, это было довольно широкое письмо, с простыми техническими приёмами.

Византийская вязь легла в основу вязи южных славян. Южные славяне разработали стили этого художественного письма. Именно они оказали в конце XIV века большое влияние на русскую письменность. Однако южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.

Распространение вязи на Руси

В русских рукописных книгах вязь появляется в конце XIV века, и уже к концу XV века она стала самым распространенным каллиграфическим приёмом, используемым в оформлении книги. Источниками распространения искусства вязи в это время сделались Новгород и Псков, а так же Троице-Сергиев монастырь в центре Руси.

Именно на Руси искусство вязи достигло расцвета и внесло свой уникальный вклад в мировую культуру.

Этому способствовали следующие обстоятельства:

Во-первых, как было описано выше, основным техническим приёмом вязи является так называемая мачтовая лигатура: две вертикальные линии двух рядом стоящих букв соединяются в одну. И, если в греческом алфавите 24 знака, из которых только 12 имеют мачты, что на практике допускает не более 40 двузначных сочетаний, то кириллица имеет 26 знаков с мачтами, из которых составлялось около 450 общеупотребительных сочетаний.

Во-вторых, именно в период распространения вязи из славянских языков стали исчезать слабые полугласные: ъ и ь. Благодаря этому между собой соприкасались самые разные согласные, которые очень удобно сочетались мачтовыми лигатурами.

В середине XVI века в каллиграфической мастерской митрополита Макария в Москве были созданы лучшие образцы вязи. В этот же период славится своим каллиграфическим мастерством Новгород. Печатной вязью знамениты книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.

Краски, которые применялись для создания заголовков вязью:

  • киноварь,
  • сурик,
  • краска под золото.

Надписи, выполненные вязью получили широкое распространение на предметах, тесно связанных с духовной, бытовой и общественной жизнью Руси. Причиной тому послужила особая декоративность вязи, ее сходство с орнаментом. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план. Орнаментальная вязь, помимо оформления книг, имела широкое применение на предметах, тесно связанных с духовной, бытовой и общественной жизнью Руси:

• фресках,

• иконах

• металлической и деревянной утвари,

• шитье,

• колоколах,

• надгробных надписях,

• мебели и пр.

На Руси в течение XV—XVI веков происходят существенные эволюционные изменения в вязи. Буквы значительно вытягиваются в высоту, которая в 10 раз превышает их ширину. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме.

В настоящее время декоративные надписи вязью используются для оформления различных сувениров, поздравительных адресов, грамот. Кроме того, интересно использование вязи в оформлении книжных обложек, логотипов.

 

Метки: Каллиграфия, Православный шрифт, Церковнославянский шрифт